Change language:

The seasonally-operating cooling devices (SHOW) intended for freezing and cooling plastichnomorzlyh thawed soil at the base of a ventilated constructions underground and without, around transmission line supports and piping, along the embankments of railways and highways to increase their carrying capacity and to prevent buckling of piles in areas where permafrost. More information about the technology of thermal stabilization of soils can be on this page website.

The task of modeling the thermal effect on the seasonally active cooling devices today soils can be effectively addressed in the software package Frost 3D Universal. To do this, you need the following data:

1.Meteorological data (Table. 1): air temperature, wind speed, and the thickness of the snow cover;

2.Engineering and geological structure of the soil(Table. 2) and initial temperature at the start date of calculation (Table. 3);

3.Thermophysical properties of geological strata (Table. 4): thermal conductivity and heat capacity in the thawed state and morzlom, curve unfrozen water, phase transition temperature, soil density;

4.Technical characteristics of a thermal stabilizer (Table. 5).

Table. 1 - Climatic data

Parameter Month
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Air temperature, aboutFROM -27,3 -24,3 -16 -5,3 4,8 13,2 16,4 12,5 4,1 -5 -19,5 -26,8
Wind speed, m / s 2,3 2,1 2,1 2,4 2,4 2,1 1,8 1,8 1,9 2,3 2,3 2,4
Snow depth, m 0,28 0,31 0,32 0,27 0 0 0 0 0 0,14 0,19 0,25
snow density, kg / m3 275 300 320 330 0 0 0 0 0 180 220 240

Table. 2 - Capacity of soils for each well

Power geological layer, m
Name of geo-cal layer wells. 1 wells. 2 wells. 3 wells. 4
IGE-1 1,5 1 1,9 0,7
IGE-2 1,9 1,2 3 1,5
IGE-3 0,8 1,2 1 2
IGE-4 2,4 2 1 4
IGE 5 3 3,8 2,5 1
IGE 6 2,7 2 4 4
IGE-7 1,7 1,8 0,6 0,8

Table. 3 - The temperature distribution on the soil depth 01.10.2016

Depth, m Temperature, aboutFROM
0 2,22
1 1,35
2 -0,42
3 -0,40
4 -0,38
5-6 -0,36
7-10 -0,35
11-14 -0,34

rice. 1 - Location of geologic wells in 2D Editor software package

Table. 4 - Thermal properties of soils

Parameter Identification of the substance Identification of the substance
IGE1 IGE2 IGE3 IGE4 IGE5 IGE6 IGE7
Temperature, aboutFROM The temperature distribution on the ground at a depth of 01.10.2016
Volumetric heat capacity of the unfrozen soil, MJ /(m3aboutFROM) 2,78 3,17 3,17 2,78 2,31 2,39 2,31
Volumetric heat capacity of the frozen ground, MJ /(m3aboutFROM) 2,06 2,41 2,41 2,26 2,14 2,08 2,14
The thermal conductivity of unfrozen soil, W /(м•aboutFROM) 1,91 1,57 1,57 2,26 1,62 2 1,62
The thermal conductivity of frozen soil, W /(м•aboutFROM) 2,14 1,8 1,8 2,62 1,74 2,2 1,74
The total weight of soil moisture, d.e. 0,14 0,29 0,57 0,23 0,27 0,21 0,18
The density of dry soil, kg / m3 1550 1450 1030 1590 1470 1630 1710
plasticity, lp 0,01 0,10 0,10 0,01 0,05 0,01 0,06
the phase transition temperature, aboutFROM -0,1 -0,21 -0,26 -0,24 -0,31 -0,27 -0,32

Table. 5 - Technical characteristics and thermal stabilizer circuit

Capacitor

1 - part of the capacitor;

2 - the transport of the;

3 - evaporation of the

Diameter, mm 34
The length of the aerial part, m 1,5
ribbing condensers
type ribs cross, round
The diameter of the ribs, mm 70
step ribs, mm 2,5
The number of edges, PC, 300
The thickness of the ribs, mm 1
Material ribs; thermal conductivity, W /(m∙aboutFROM) Aluminum; 203,5
Evaporator (without inserts)
Diameter, mm 34
The length of the underground part, m 13
The length of the insulated portion, m 2

It is necessary to calculate the thermal state of the soil under impact seasonally active cooling device for 5 years of use with 01.10.2018 by 01.05.2024.

Three-dimensional Computational Domain

Geological lithology soil, consisting of various elements geotechnical (IGE), recovering on the basis of several geotechnical wells using методов трёхмерной интерполяции.

The dimensions of the modeled area must be taken in such a way, to the annual variation of temperature does not affect the thermal condition of the soil deeper than zero temperatures of heat exchange. It is also necessary to take into account the impact of heat stabilizer and postpone the side and lower bounds on the computational domain as, so at this distance was not its effect on soil thermal distribution. On the basis of these considerations, it was decided to take the calculated area size 25h25h30 meters (rice. 2). tk. known geological structure of the ground only to 14 meters from the ground surface, it was decided to increase the capacity of the last layer of soil (IGE-7) More on 16 m.

rice. 2 - A three-dimensional computational domain

Thermal properties of soils (Table. 4) you need to create the database software package data (rice. 3), then assign them for each of the layers of soil, and set the initial temperature for the entire depth of the computational domain (rice. 4). Curve unfrozen water, you can set a table or dependence in accordance with SNIP 2.02.04 depending on the number of soil plasticity.

For subsequent modeling of the effects on the SDA primers, on the three-dimensional scene created by a part of its evaporative (rice. 5). The transport part is not modeled, tk. it has no effect on the thermal state of the soil and is seasonally active layer, capacitor part is also explicitly modeled, and a record of all the design parameters of the MCS is described in a special boundary condition in the database Frost 3D Universal.

FEATURES Simulation of heat stabilizers

As previously mentioned, only simulated evaporation of the SDA, to which is given the appropriate boundary conditions at SOU GU, created in the database (rice. 6). The State on SDA must set the following values:

  1. The annual course of air temperature in the given area.
  2. heat transfer coefficient, which determines the intensity of the convective heat transfer of the condenser to the atmosphere. This ratio can be calculated in the calculator heat transfer conditions Frost 3D Universal depending on the speed and design features of the capacitor (rice. 7, 8).
  3. temperature difference - temperature loss between the ground and a capacitor, value consisting of superheat of the refrigerant to start its nucleate boiling, refrigerant temperature glide, hydrostatic depression and loss due to the absorbed visible condenser and heat radiation. Temperature glide - temperature loss during the transition from liquid to vapor. Temperature depression - loss of temperature to overcome the hydrostatic pressure of vapor bubbles. If the evaporator gently sloping, or if the supply of the liquid refrigerant is small, the temperature depression is close to zero.
  4. The thermal resistance of a heat stabilizer - here: The useful part of the temperature difference between the ground and a capacitor, referred to the heat flux from the condenser to the atmosphere, К⁄(Вт⁄м2). This value can be calculated, multiplying thermal resistance (К⁄Вт) between the ground and the condenser at high temperature differences (allowing negligible thermal losses) condenser area.
  5. The design parameters of the MCS:
  • evaporative pipe radius portion;
  • area of ​​the evaporator, the contacted ground;
  • area of ​​the condenser fins, contactee with the environment.

The "Automatic shutdown SDA» SDA provides a work stoppage, provided, if the surface temperature of the fin condenser part higher than the average ground temperature, the contacted part with evaporative heat stabilizer, taking into account the temperature difference.

rice. 6 - Setting the parameters of a new boundary condition for the seasonally-acting cooling device

rice. 7 - Calculation of the coefficient of heat exchange with the condenser part JMA air

rice. 8 - The calculated heat transfer coefficient for the condenser with air JMA

The boundary conditions ON THE VERGE computational domain

After creating the three-dimensional model of the computational domain, it is necessary to set the following facets of the boundary conditions, which also first need to create a database:

 

  • The top of the computational domain is necessary to set the boundary condition 3 kind (rice. 9), where it is necessary to introduce air temperature varies periodically with respect to time (rice. 10) and heat exchange coefficient (rice. 11). Soil heat transfer coefficient of air is calculated from the wind speed. In the cold season on the heat transfer coefficient is also affected by snow depth (rice. 12) and its density (rice. 13), the values ​​of which can be set in the corresponding parameters of the boundary condition.

 

  • On the side surface is set equal to zero heat flux, tk. the side faces are at a distance sufficiently distant from the MCS and supposed, that the soil temperature of the lateral boundary of the computational domain will match the estimated temperature inside the border region in its.

 

  • permafrost constant temperature is set at the lower face of the computational domain is equal to -0,34 OC, tk. the lower boundary lies at a sufficient distance from heat sources and it will not affect the work of the JMA.

rice. 9 - Setting the boundary conditions on the ground surface

rice. 10 - Dependence of temperature on time

rice. 12 - The dependence of the thickness of the snow cover on the time

rice. 11 - The dependence of heat transfer coefficient times

rice. 13 - Dependence of the density of the snow cover from time to time

SIMULATION RESULTS

Thermal design a computer model was made on 5 years, beginning with 1 October 2018 and ending the year 1 May 2024 of the year. Effect seasonally active cooling device is provided below the ground in the form of color temperature distribution and the proportion of unfrozen water in the simulated domain on 15 of each month (rice. 14, 15).

rice. 14 - Temperature regime Soil cross-sectional area in place of the simulated location JMA

rice. 15 - Ratio of unfrozen water in the ground cross-section area in place of the simulated location JMA

On the basis of the calculation results, automatically creates a graph of cooling capacity of the entire surface of the evaporator of the SDA (rice. 16). This graph can be used to assess thermal stabilizer effectiveness in these climates.

rice. 16 - Automatically create a graph the cooling capacity of the JMA for all time simulation

Change language:

Сезонно-действующие охлаждающие устройства (СОУ) предназначены для замораживания талых и охлаждения пластичномёрзлых грунтов в основании сооружений с проветриваемыми подпольями и без него, вокруг опор ЛЭП и трубопроводов, вдоль насыпей железнодорожных путей и автомобильных магистралей с целью повышения их несущей способности и для предупреждения выпучивания свай в районах распространения многолетнемёрзлых грунтов. Более подробнее ознакомиться с технологией термостабилизации грунтов можно на данной странице сайта.

Задачу моделирования теплового влияния на грунты сезонно-действующих охлаждающих устройств на сегодняшний день можно эффективно решить в программном комплексе Frost 3D Universal. Для этого необходимы следующие данные:

1.Метеорологические данные (табл. 1): температура воздуха, скорость ветра, и толщина снегового покрова;

2.Инженерно-геологическое строение грунтов(табл. 2) и их начальная температура на дату начала расчёта (табл. 3);

3.Теплофизические свойства геологических слоёв (табл. 4): теплопроводность и теплоёмкость в талом и мёрзлом состоянии, кривая незамёрзшей воды, температура фазового перехода, плотность грунта;

4.Технические характеристики термостабилизатора (табл. 5).

Табл. 1 – Климатические данные

Параметр Месяц
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Температура воздуха, оС -27,3 -24,3 -16 -5,3 4,8 13,2 16,4 12,5 4,1 -5 -19,5 -26,8
Скорость ветра, м/с 2,3 2,1 2,1 2,4 2,4 2,1 1,8 1,8 1,9 2,3 2,3 2,4
Высота снежного покрова, м 0,28 0,31 0,32 0,27 0 0 0 0 0 0,14 0,19 0,25
Плотность снега, кг/м3 275 300 320 330 0 0 0 0 0 180 220 240

Табл. 2 – Мощность грунтов по каждой скважине

  Мощность геологического слоя, м
Название геоло-гического слоя Скв. 1 Скв. 2 Скв. 3 Скв. 4
ИГЭ-1 1,5 1 1,9 0,7
ИГЭ-2 1,9 1,2 3 1,5
ИГЭ-3 0,8 1,2 1 2
ИГЭ-4 2,4 2 1 4
ИГЭ-5 3 3,8 2,5 1
ИГЭ-6 2,7 2 4 4
ИГЭ-7 1,7 1,8 0,6 0,8

Табл. 3 – Температурное распределение по глубине грунта на 01.10.2016

Глубина, м Температура, оС
0 2,22
1 1,35
2 -0,42
3 -0,40
4 -0,38
5-6 -0,36
7-10 -0,35
11-14 -0,34

Рис. 1 – Расположение геологических скважин в Редакторе 2D программного комплекса

Табл. 4 – Теплофизические свойства грунтов

Наименование параметра материала Наименование материала
ИГЭ1 ИГЭ2 ИГЭ3 ИГЭ4 ИГЭ5 ИГЭ6 ИГЭ7
Температура, оС Температурное распределение по глубине грунта на 01.10.2016
Объемная теплоемкость талого грунта, МДж/(м3оС) 2,78 3,17 3,17 2,78 2,31 2,39 2,31
Объемная теплоемкость мерзлого грунта, МДж/(м3оС) 2,06 2,41 2,41 2,26 2,14 2,08 2,14
Теплопроводность талого грунта, Вт/(м•оС) 1,91 1,57 1,57 2,26 1,62 2 1,62
Теплопроводность мерзлого грунта, Вт/(м•оС) 2,14 1,8 1,8 2,62 1,74 2,2 1,74
Суммарная весовая влажность грунта, д.е. 0,14 0,29 0,57 0,23 0,27 0,21 0,18
Плотность сухого грунта, кг/м3 1550 1450 1030 1590 1470 1630 1710
Число пластичности, lp 0,01 0,10 0,10 0,01 0,05 0,01 0,06
Температура фазового перехода, оС -0,1 -0,21 -0,26 -0,24 -0,31 -0,27 -0,32

Табл. 5 – Технические характеристики и схема термостабилизатора

Конденсатор

1 – конденсаторная часть;

2 – транспортная часть;

3 – испарительная часть

Диаметр, мм 34
Длина надземной части, м 1,5
Оребрение конденсатора
Тип оребрения поперечное, круглое
Диаметр ребер, мм 70
Шаг ребер, мм 2,5
Число ребер, шт, 300
Толщина ребер, мм 1
Материал ребер; теплопроводность, Вт/(м∙оС) Алюминий; 203,5
Испаритель (без вставок)
Диаметр, мм 34
Длина подземной части, м 13
Длина теплоизолированного участка, м 2

Необходимо рассчитать тепловое состояние грунта при воздействии сезонно-действующего охлаждающего устройства в течение 5 лет его использования с 01.10.2018 по 01.05.2024.

СОЗДАНИЕ ТРЕХМЕРНОЙ РАСЧЕТНОЙ ОБЛАСТИ

Геолого-литологическое строение грунтов, состоящее из различных инженерно-геологических элементов (ИГЭ), восстанавливается на основании нескольких инженерно-геологических скважин с помощью методов  трёхмерной интерполяции.

Размеры моделируемой области необходимо брать таким образом, чтобы годовой ход температуры не влиял на тепловое состояние грунта глубже температур нулевых теплооборотов. Также необходимо учесть воздействие термостабилизатора и отдалить боковые и нижнюю грани расчётной области на столько, чтобы на этом расстоянии не было его влияния на тепловое распределение грунта. На основании этих рассуждений было решено взять расчётную область размером 25х25х30 метров (рис. 2). Т.к. известно геологическое строение грунта только до 14 метров от поверхности грунта, было решено увеличить мощность последнего слоя грунта (ИГЭ-7) ещё на 16 метров.

Рис. 2 – Созданная трехмерная расчётная область

Теплофизические свойства грунтов (табл. 4) необходимо создать в базе данных программного комплекса (рис. 3), после чего присвоить их для каждого из слоев грунта, а также задать начальную температуру по всей глубине расчётной области (рис. 4). Кривую незамёрзшей воды можно задать табличной зависимостью или в соответствии со СНИП 2.02.04 в зависимости от числа пластичности грунта.

Для последующего моделирования воздействия СОУ на грунты, на трёхмерной сцене создаётся лишь её испарительная часть (рис. 5). Транспортная часть не моделируется, т.к. она никак не влияет на тепловое состояние грунта и находится в сезонно активном слое, конденсаторная часть также явно не моделируется, а учёт всех конструктивных параметров СОУ описывается в специальном граничном условии в базе данных Frost 3D Universal.

ОСОБЕННОСТИ МОДЕЛИРОВАНИЯ РАБОТЫ ТЕРМОСТАБИЛИЗАТОРА

Как было упомянуто ранее, моделируется только испарительная часть СОУ, на которое задаётся соответствующее граничное условие ГУ на СОУ, созданное в базе данных (рис. 6). В ГУ на СОУ необходимо задать следующие значения:

  1. Годовой ход температуры воздуха в рассматриваемой местности.
  2. Коэффициент теплообмена, который определяет интенсивность конвективной теплоотдачи конденсатора в атмосферу. Данный коэффициент можно рассчитать в калькуляторе условий теплообмена Frost 3D Universal в зависимости от скорости и конструктивных особенностей конденсатора (рис. 7, 8).
  3. Разность температур – температурные потери между грунтом и конденсатором, состоящие из величины перегрева хладагента для начала его пузырькового кипения, температурного глайда хладагента, гидростатической депрессии и потерь за счет поглощаемого конденсатором видимого и теплового излучения. Температурный глайд – потеря температуры при переходе из жидкого состояния в парообразное. Температурная депрессия – потеря температуры на преодоление гидростатического давления пузырьками пара. Если испаритель пологонаклонный, или если запас жидкого хладагента мал, то температурная депрессия близка к нулю.
  4. Тепловое сопротивление термостабилизатора – здесь: полезная часть температурного напора между грунтом и конденсатором, отнесенная к плотности теплового потока из конденсатора в атмосферу, К⁄(Вт⁄м2). Значение данного параметра можно вычислить, умножив термическое сопротивление (К⁄Вт) между грунтом и конденсатором при большом температурном напоре (позволяющем пренебречь температурными потерями) на площадь конденсатора.
  5. Конструктивные параметры СОУ:
  • радиус трубы испарительной части;
  • площадь испарительной части, контактируемой с грунтом;
  • площадь оребрения конденсаторной части, контактируемой с окружающей средой.

Параметр «Автоматическое отключение СОУ» обеспечивает прекращение работы СОУ при условии, если температура на поверхности оребрения конденсаторной части превышает среднее значение температуры грунта, контактируемой с испарительной частью термостабилизатора с учётом разности температур.

Рис. 6 – Задание параметров нового граничного условия для сезонно-действующего охлаждающего устройства

Рис. 7 – Вычисление коэффициента теплообмена конденсаторной части СОУ с воздухом

Рис. 8 – Рассчитанный коэффициент теплообмена для конденсатора СОУ с воздухом

ЗАДАНИЕ ГРАНИЧНЫХ УСЛОВИЙ НА ГРАНИ РАСЧЁТНОЙ ОБЛАСТИ

После создания трёхмерной модели расчётной области, необходимо на её гранях задать следующие граничные условия, которые также предварительно необходимо создать в базе данных:

 

  • На верхней грани расчетной области необходимо задать граничное условие 3 рода (рис. 9), где необходимо ввести периодически изменяемую температуру воздуха по времени (рис. 10) и коэффициент теплообмена (рис. 11). Коэффициент теплообмена грунта с воздухом рассчитывается из скорости ветра. В холодное время года на коэффициент теплообмена также влияет высота снежного покрова (рис. 12) и его плотность (рис. 13), значения которых можно задать в соответствующих параметрах граничного условия.

 

  • На боковой поверхности задается тепловой поток равный нулю, т.к. боковые грани находятся на достаточно отдалённом расстоянии от СОУ и предполагается, что температура грунта за боковой границей расчётной области будет соответствовать температуре внутри расчётной области у её границы.

 

  • На нижней грани расчетной области задается постоянная температура многолетнемёрзлых грунтов равная -0,34 oC, т.к. нижняя граница находится на достаточном удалении от источников тепла и на неё не будет воздействовать работа СОУ.

Рис. 9 – Задание граничных условий на поверхности грунта

Рис. 10 – Зависимость температуры воздуха от времени

Рис. 12 – Зависимость толщины снежного покрова от времени

Рис. 11 – Зависимость коэффициента теплообмена от времени

Рис. 13 – Зависимость плотности снежного покрова от времени

РЕЗУЛЬТАТЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ

Тепловой расчет компьютерной модели производился на 5 лет, начиная с 1 октября 2018 года и заканчивая 1 мая 2024 года. Влияние сезонно-действующего охлаждающего устройства на грунт представлено ниже в виде цветового распределения температуры и доли незамёрзшей воды в моделируемой области на 15 число каждого месяца (Рис. 14, 15).

Рис. 14 – Температурный режим грунтов в поперечном сечении моделируемой области в месте расположения СОУ

Рис. 15 – Доля незамёрзшей воды в грунте в поперечном сечении моделируемой области в месте расположения СОУ

На основе полученных результатов расчёта, автоматически создаётся график холодопроизводительности всей поверхности испарительной части СОУ (Рис. 16). Данный график может быть использован для оценки эффективности термостабилизатора в рассматриваемых климатических условиях.

Рис. 16 – Автоматически созданный график холодопроизводительности СОУ за всё время моделирования