Проблематика
Основания железных дорог, расположенных в зонах распространения многолетнемерзлых грунтов, независимо от срока эксплуатации испытывают проблемы с устойчивостью. Причинами могут являться осадки при оттаивании льдистых грунтов или пучение при промерзании влажных дисперсных грунтов. В силу сезонных процессов оттаивания, усиливаемых глобальным потеплением климата, насыпь железной дороги, а вследствие, и железнодорожные пути, деформируются, что может приводить к значительным повреждениям участков сети железных дорог. Специфика железных дорог, как протяженных линейных объектов, состоит и в том, что им свойственны разнообразные мерзлотно-грунтовые и климатические условия, различные условия снегонакопления, интенсивности воздействия солнечной радиации и т.д.
Железная дорога в зоне распространения вечной мерзлоты
Требования нормативной документации к прогнозу температурного режима основания
В связи с вышеперечисленными причинами, в районах распространения вечномерзлых грунтов при проектировании необходимо оценивать эффективность и целесообразность тех или иных защитных мероприятий, например, промораживания грунта с помощью сезоннодействующих охлаждающих устройств (СОУ), укладки теплоизоляционных экранов, установки солнцеосадкозащитных навесов, использования каменных набросок и т.д.
Согласно основным положениям проектирования железных дорог в районах вечной мерзлоты (СП 447.1325800.2019) прогноз температурного режима грунтов рекомендуется выполнять двумя методами: точным и приближенным. Для точного расчета рекомендуется применять современные программные комплексы, основанные на численных методах, такие как Frost.Термо.
Постановка задачи для выполнения прогноза температурного режима основания железнодорожного полотна
Рассматриваемый протяженный участок железной дороги сложен различными мерзлотно-грунтовыми условиями. Вдоль ж/д путей встречаются участки с распространением высокотемпературной мерзлоты, а также участки с ее заглубленной кровлей. В связи с этим для участков могут применятся I и II принципы использования ММГ в качестве основания, а, соответственно, и различные технические решения.
Необходимо провести моделирование теплового режима основания насыпи участка железной дороги на границе применения I и II принципа проектирования. Вдоль всего моделируемого участка применена теплоизоляция, выполненная из гранулированного теплоизоляционного материала, укладываемого в откосе насыпи. В зоне применения I принципа дополнительно применены пологонаклонные термостабилизаторы (СОУ). По итогам моделирования следует сделать вывод о достаточности применяемых защитных мероприятий для обеспечения I принципа использования ММГ в качестве основания на конец прогнозного периода и о допустимости применения II принципа на оставшемся участке ж/д путей.
Ориентация откосов насыпи: Север–Юг. Высота снега на откосах принята с коэффициентом 1,7 к высоте в естественных условиях, на основной площадке, в связи с постоянной очисткой железнодорожного пути по условиям эксплуатации, – 0,1 м. Для оценки дополнительного теплопритока на южный откос насыпи и естественную поверхность грунта за счет воздействия солнечной радиации на горизонтальную поверхность для 51° с. ш. использованы данные из СП 131.13330 «Строительная климатология».
Тепловой прогнозный расчет необходимо провести на срок 20 лет с даты замера в термометрической скважине.
Температурный режим грунтов железной дороги в естественных условиях
Трехмерная модель объекта
После построения геометрии на редакторе 2D, заполнения базы данными по материалам и граничным условиям, используемым в расчете, получаем интересующую нас 3D-модель.
Создание сложных элементов 3D-геометрии может сопровождаться трудностями, однако широкий инструментарий Frost.Термо позволяет удобно моделировать откосы насыпи, теплоизолятор на откосах и у подошвы насыпи, термостабилизаторы (СОУ), а также прочие объекты любой сложности.
Особенности дискретизации расчетной модели
После построения 3D-модели и назначения объектам материалов, а граням расчетной модели – граничных условий, осуществляется этап построения расчетной сетки. На данном этапе, для улучшения дискретизации в месте заложения теплоизоляционного материала, была локально сгущена область расчетной сетки на стыке элементов со сложной геометрией (откосов, теплоизолятора, СОУ).
Анализ результатов моделирования
После того как построена расчетная сетка и проверена корректность перенесенных граничных условий, происходит запуск модели на расчет. Результаты моделирования во Frost.Термо можно оценить в виде 3D-модели, цветовое распределение которой соответствует полю температур, полученному в расчетную итерацию.
Результат прогноза: температурное распределение в теле ж/д насыпи с учетом работы СОУ (участок с I принципом проектирования)
Результат прогноза: температурное распределение в теле ж/д насыпи на участке без СОУ (участок с II принципом проектирования)
Анализ результатов также возможен в виде двухмерных сечений с изотермами и бергштрихами.
Распределение температур под ж/д полотном с индикацией мерзлых и талых зон посредством бергштрихов (участок с I принципом проектирования)
Доля незамерзшей воды под ж/д полотном с индикацией мерзлых и талых зон посредством бергштрихов (участок с I принципом проектирования)
Помимо перечисленных также используется инструмент для создания графиков. Доступен импорт числовых значений в таблицу Excel.
Графики температурного распределения грунтов в различные периоды эксплуатации железной дороги (участок с I принципом проектирования)
Выводы по расчету
Участок с I принципом проектирования
По результатам моделирования расчетного участка железной дороги в рассматриваемых мерзлотно-геологических условиях, с учетом работы СОУ и наличия теплоизоляционного материала, частично уложенного в откосную часть согласно предложенной схеме, можно отметить, что деятельный слой в основании путей на протяжении всего расчетного периода находится в теле насыпи. Принятые конструктивные решения обеспечивают надежность эксплуатации ж/д дороги на весь моделируемый период.
Эффективность применения СОУ для защиты грунтов основания ж/д насыпи
Участок с II принципом проектирования
Согласно результатам прогнозного моделирования, с увеличением срока эксплуатации под действием климатического фактора, учитывающего глобальное потепление, наблюдается формирование таликовой зоны в рассматриваемом расчетном участке. В основании южного откоса наблюдается более интенсивное оттаивание в силу учета дополнительного влияния солнечной радиации. На основании произведенного расчета требуется выполнение расчета осадки грунтов основания с помощью, например, Frost.Осадка. С учетом полученных значений осадки грунтов основания может потребоваться рассмотрение других конструктивных решений по устройству насыпи или дополнительных защитных мероприятий для обеспечения устойчивости откосов насыпи и соблюдения I принципа использования ММГ в качестве основания.